Истребитель-перехватчик МиГ-31
МиГ-31 является дальнейшей модернизацией истребителя-перехватчика МиГ-25. Предназначен для использования в системе ПВО, способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу со всеми классами аэродинамических целей, в том числе малоразмерными крылатыми ракетами, вертолетами и высотными сверхзвуковыми самолетами в любое время суток, при любой погоде и при интенсивном ведении РЭБ.
МиГ-31 | |
---|---|
Назначение: | истребитель-перехватчик |
Первый полёт: | 1975 |
Принят на вооружение: | 1980 |
Производитель: | ФГУП «РСК „МиГ“» (бывшее МАПО «МиГ») |
Всего построено: | 500 |
Характеристики | |
Экипаж: | 2 чел |
Крейсерская скорость: | 2,35М (на высоте 20600м), Vист=2605 км/ч |
Макс. скорость: | 3,35 М (на высоте 20600м), Vист=3714 км/ч |
Макс. скорость у земли: |
1500 км/ч |
Боевой радиус: | 720 км |
Дальность полёта: | 2240-3000 км |
Дальность полёта с ПТБ: |
3300 км |
Практический потолок: | 20 600 м |
Скороподъёмность: | У земли — 160 м/с, на сверхзвуке на Н=11км — 250м/с м/мин |
Размеры | |
Длина: | 22,69 м |
Высота: | 5,15 м |
Размах крыла: | 13,45 м |
Площадь крыла: | 61,60 м? |
Угол стреловидности крыла по линии ? хорд: |
по передней кромке 41°02 ‘ ° |
Масса | |
Пустой: | 21820 кг |
Снаряжённый: | без ракет с полной внутренней заправкой = 39 150 кг |
Макс. взлётная: | 46 750 кг |
Силовая установка | |
Двигатели: | 2 х Д-30Ф6 |
Тяга (мощность): | 2 х 9100 кгс |
Тяга форсажная: | 15200 |
Вооружение | |
Стрелково-пушечное вооружение: |
пушечная установка с шестиствольной пушкой ГШ-6-23. Боекомплект — 260 патронов. Скорострельность: в нормальных условиях — не менее 8000 выстр/мин. при t= -60град.С — не менее 6400 выстр/мин. |
Кол-во точек подвески: |
8 (из них 2 х ПТБ) |
Масса подвесных элементов: |
8000 кг |
Ракеты Р-33, Р-40Т(ТД), Р-60(М) |
Самолет двухместный, выполнен по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным высокорасположенным крылом, цельноповоротным стабилизатором и двухкилевым оперением. Планер самолета изготовлен на 50% из нержавеющей стали, 16% — титана, 33% — из алюминиевых сплавов и 1%-другие конструкционные материалы. Серийный выпуск начался в 1979 г. на авиазаводе в г. Горьком.
Целевое оборудование позволяет использовать истребитель-перехватчик МиГ-31 автономно, в составе группы из однотипных самолетов или в качестве самолета-лидера для управления действиями истребителей (МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Су-27 или Су-15). Самолет оснащен импульсно-доп-лсровской РЛС СБИ «Заслон» с фазированной антенной-решеткой (ФАР) большой мощности.
Максимальная дальность обнаружения цели ЭПР 16 кв.м. — 200 км, дальность сопровождения цели класса самолет ДРЛО — 120 км, класса истребитель — 90 км в передней полусфере и, соответственно, 120 и 70 км в задней полусфере. РЛС позволяет обнаруживать и сопровождать до 10 различных целей и одновременно наводить УР на четыре цели. Истребитель МиГ-31 оснащен теплопеленгатором, позволяющим скрыто осуществлять поиск и применять оружие, а также действовать в условиях интенсивных радиоэлектронных помех.
Использование цифровой системы закрытой связи АПД-518 обеспечивает обмен радиолокационной информацией в группе из 4 самолетов МиГ-31, удаленных до 200 км, и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее совершенное БРЭО. Использование системы АПД-518 обеспечивает скрытую атаку цели истребителем МиГ-31 при слежении за целью другим истребителем, находящимся на безопасном удалении от самолетов противника и транслирующим радиолокационную информацию на атакующий самолет.
Навигационное оборудование включает радионавигационные системы «Тропик» («Лоран», точность определения координат — 0,13 — 1,3 км на дистанции 2000 км) и «Маршрут» («Омега», точность определения координат — 1,8 — 3.6 км на дистанции 2000-10000 км). Обеспечивается возможность использования самолета на арктическом ТВД.
Самолет оборудован тележечным шасси, допускающим эксплуатацию с грунтовых ВПП. Имеется система дозаправки топливом в полете с выдвижной штангой.
Проектирование его специалисты ОКБ имени А.И.Микояна начали еще в 1970 году, взяв за основу выпускавшийся серийно перехватчик МиГ-25, созданный в 60-е годы в ответ на появление в США высотных сверхзвуковых разведчиков и бомбардировщиков. Как и МиГ-25, это был цельносварной самолет из специальных сплавов. Первоначально машина даже называлась МиГ-25МП. Общее руководство по разработке и испытаниям возглавил Генеральный конструктор Р.А.Беляков.
«Тридцать первый» предназначался для перехвата и уничтожения воздушных целей, летящих как на больших, так и на средних и малых высотах (на фоне земли); в передней и задней полусферах; в простых и сложных метеоусловиях; днем и ночью, при применении противником маневра и постановке им активных и пассивных радиолокационных помех и тепловых ловушек.
Внешне он очень напоминает «двадцать пятый» — два киля, два скошенных воздухозаборника по бокам фюзеляжа. Но дальше начинаются различия, притом весьма существенные. Прежде всего бросается в глаза, что на МиГ-31 за кабиной летчика есть вторая кабина, тогда как «двадцать пятый» был одноместным. Эксплуатация самолета с довольно внушительной взлетной массой на обычных аэродромах заставила изменить конструкцию шасси: впервые на истребителе применили двухколесные тележки, на которых колеса располагались так называемым «разнесенным тандемом», что уменьшило давление на покрытие взлетно-посадочной полосы.
Энерговооруженность самолета увеличили за счет установки двух модифицированных, высокоэкономичных, турбореактивных, двухконтурных двигателей Д-30, развивающих на полном форсаже тягу по 15500 кг — почти на треть больше, чем на «двадцать пятом». В отличие от других перехватчиков МиГ-31 способен в полете несколько раз дозаправляться от летающих танкеров, значительно увеличивая дальность и время полета.
Новый истребитель оснастили помехозащищенным комплексом, обеспечивающим надежный перехват воздушных целей. Он состоит из бортовой радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой (применена на самолете впервые в мире) теплопеленгатора для передней полусферы и индикатора тактической обстановки. Поскольку летчику стало труднее одновременно управлять машиной, вооружением и прицельно-навигационной аппаратурой, в экипаж ввели штурмана-оператора.
Есть на МиГ-31 и аппаратура передачи данных, предназначенная для взаимодействия групп из четырех машин в полете строем, целераспределения и координации атак. Она позволяет одновременно сопровождать до десяти целей и производить пуск управляемых ракет сразу по четырем.
Как известно, боевая эффективность самолета зависит от состава и возможностей его вооружения. На МиГ-31 оно подбирается в зависимости от особенностей цели и боевой обстановки. В его состав могут входить четыре ракеты большой дальности с радиоголовками самонаведения; они же и две ракеты средней дальности с тепловыми головками самонаведения; четыре ракеты большой дальности и столько же малой дальности (ракеты ближнего маневренного боя). Примечательно, что конструкторы разместили их так, чтобы они оказывали вдвое меньшее сопротивление набегающему потоку воздуха. Кроме того, в центроплан встроена 23-мм пушка с боекомплектом в 260 снарядов. Впервые на МиГе применили пушку с огромной скорострельностью в несколько тысяч выстрелов в минуту- пушка того же калибра истребителя МиГ-15 уступала ей в этом отношении более чем в полтора раза!
Да и по боевым возможностям у МиГ-31 нет аналогов ни у нас, ни за рубежом. Судите сами: экипаж перехватчика может, конечно, действовать в одиночку, но его главное назначение — работать группами по четыре машины под командованием самолета-лидера, при этом обмен информацией между ними и наземной автоматической системой управления производится автоматически, а все задачи, связанные с поиском целей и координацией группы, решаются бортовыми средствами, постоянно принимающими сведения с земли и взаимодействующих в группе перехватчиков. Впрочем, она может действовать и без помощи земли, осуществляя контроль за защищаемым обширным воздушным коридором.
Что же касается одиночного самолета, то он способен одновременно перехватывать несколько объектов, идущих на разных высотах, разными курсами и с различными скоростями. Хотя МиГ-31 — не самолет маневренного боя, но выполняет все фигуры высшего пилотажа.
В августе 1975 года на опытный прототип МиГ-31 назначили экипаж — летчика-испытателя, шеф-пилота фирмы Героя Советского Союза А.В.Федотова, ведущего инженера С.Г.Полякова (ныне директор опытного завода), механика В.Н.Кичева. 16 сентября Федотов впервые поднял машину в воздух, начались всесторонние летные испытания. Позже к ним подключились летчики П.М.Остапенко, Б.А.Орлов, А.Г.Фастовец, В.Е.Меницкий и Т.О.Аубакиров, штурманы В.С.Зайцев и Л.С.Попов, ведущими инженерами на экспериментальных перехватчиках были Л.И.Сви-дерский и Э.К.Кострубский (ныне-технический руководитель темы, заместитель главного конструктора).
Испытания «тридцать первого» заняли несколько лет и подтвердили верность заложенных в него инженерных решений. К сожалению, не обошлось без чрезвычайных происшествий — 20 сентября 1979 года произошла авария, Остапенко и Попову пришлось катапультироваться. Не секрет, летчики-испытатели покидают опытные машины лишь в исключительных случаях, когда не остается шансов на благополучную посадку и нужно только успеть оставить вовремя обреченную машину, А это удается не всегда..
Серийное производство МиГ-31 начали в 1979 году. С тех пор его улучшали, модернизировали, приспосабливали для решения новых боевых задач. Большие резервы, заложенные в его конструкцию, создают уверенность в том, что «тридцать первому», подобно его знаменитым предшественникам МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-21, суждена долгая жизнь в авиации.
В начале 1992 года на вооружении войск ПВО стран СНГ находилось более 200 стребителей-перехватчиков МиГ-31. 24 самолета этой серии были поставлены Китаю.
В 1992 году был выпущен истребитель-перехватчик МиГ-31М. На модернизированном самолете установлена более мощная РЛС, вооружение усилено до шести УР большой дальности, а также установлены высокоманевренные УР средней дальности Р-77.
Вооружение.
Шестиствольная пушка ГШ-23-6 (23 мм, 26 патронов, скорострельность — 8000 выстр./мин); УР большой дальности Р-ЗЗ (до 120 км), УР средней дальности с ИК системой самонаведения Р-40Т и УР малой дальности Р-60, Р-60М или Р-73.
Модификации самолёта МИГ-31:
- МИГ-31Б — Многоцелевой истребитель-перехватчик МИГ-31Б.
- МИГ-31БМ — Многоцелевой истребитель МИГ-31БМ.
- МИГ-31М — Истребитель-перехватчик МиГ-31М.
- МИГ-31Ф/ФЭ — Многоцелевой истребитель МиГ-31Ф/ФЭ.
Дополнительная информация:
«Боковики истребителя перехватчика МиГ-31»
«Чертежи МИГ-31. Скачать. Разрешение: 4961×3425 Размер: 2.53mb »
из раздела «Книги» :
- МИГ-31Б — Многоцелевой истребитель-перехватчик МИГ-31Б.
- МИГ-31БМ — Многоцелевой истребитель МИГ-31БМ.
- МИГ-31М — Истребитель-перехватчик МиГ-31М.
- МИГ-31Ф/ФЭ — Многоцелевой истребитель МиГ-31Ф/ФЭ.
Добавить комментарий