Истребитель МиГ-15

МиГ-15- первый советский массовый реактивный истребитель. Его проектирование началось в 1946 г., первый опытный образец И-310 (С-01) совершил первый полет 30 декабря 1947 г. Первый серийный самолет впервые поднялся в воздух 30 декабря 1948 г., первые самолеты поступили в части зимой 1948 — 1949 гг., и первые строевые подразделения были сформированы в 1949 г. Постройка самолета осуществлялась на восьми российских заводах. На первом опытном самолете С-01 установлен закупленный в Великобритании двигатель Rolls-Royce Nene I (21,9 кН ), на опытных самолетах С-02 и С-03 — двигатель Rolls-Royce Nene II (22,3 кН, 2270 кгс). На серийных МиГ-15 установлен ТРД РД-45Ф, представляющий собой копию двигателя «Нин» II.

МиГ-15
Назначение: истребитель
Первый
полёт:
30
декабря 1947 года
Принят на вооружение: 1949 год
Всего
построено:

более 15000

Характеристики
Экипаж:
1 чел
Макс. скорость у земли: 1076 км/ч

Посадочная скорость
178 км/ч
Дальность
полёта:

1330 км
Дальность
полёта с ПТБ:

2520 км

Практический потолок:

15500 м
Скороподъёмность: 3000 м/мин

Длина разбега
475 м

Длина пробега
670 м
Размеры
Длина:
10,1 м
Высота:
3,7 м
Размах крыла: 10,08 м

Высота самолета
3,7 м
Площадь
крыла:

20,60 м?
Угол стреловидности крыла по линии ? хорд: 35°
Масса
Пустой:
3680 кг
Макс.
взлётная:

6105 кг
Силовая установка
Тип
двигателя
1ТРД ВК-1 ОКБ В.Я.Климова.
Тяга (мощность): 1×2700 кгс

Вооружение

Стрелково-пушечное вооружение:
Боезапас:

1×37 мм
Н-37Д 400 выстр./мин2×23 мм
НР-23КМ 800-900 выстр./мин
1×40 сн.
2×80 сн.Две бомбы (50 или 100 кг) вместо
ПТБ

МиГ-15бис (СД) — усовершенствованный серийный вариант, отличающийся установкой двигателя ВК-1 вместо РД-45Ф, пушек НР-23 вместо НС-23, несколько измененной конструкцией планера и улучшенным оборудованием. Первый полет опытного образца состоялся в сентябре 1949 г., серийное производство началось в 1950 г.

В СССР было построено 11 073 самолета МиГ-15. Они широко экспортировались в страны Варшавского Договора, Китай, КНДР и другие развивающиеся страны, в частности в страны Ближнего Востока (Египет, Сирию). Производство одноместных вариантов МиГ-15 по лицензии было организовано в Чехословакии фирмой Аэро под обозначением S102/S103 (1473 самолета) и в Польше под обозначением Lim-1/Lim-2 (примерно 1000 самолетов), двухместного варианта — в Чехословакии под обозначением CS102 (2012 самолетов). Таким образом, во всех странах-производителях всего было построено около 15560 самолетов МиГ-15.

На первых МиГ-15 установлены гироскопический автоматический стрелковый прицел АСП-1Н с оптическим дальномером, на МиГ-15бис — прицел АСП-ЗН, обеспечивающие дальность прицельной стрельбы от 180 до 800 м при размерах цели от 10 до 35 м (АСП-1Н) или от 7 до 45 м (АСП-ЗН). На всех модификациях самолета используется фотопулемет С-13, установленный вверху носовой части фюзеляжа. На МиГ-15, кроме того имеется фотоаппарат АФА-ИМ.

Пилотажно-навигационное оборудование на МиГ-15бис включало электродистанционный гиромагнитный компас ДГМК-З, комбинированный указатель скорости КУС-1200, вариометр ВАР-75, высотомер ВД-15, указатель числа М типа М-46, комбинированный авиагоризонт АГК-47, радиополукомпас с отметчиком РПКО-10М. Вместо РПКО-10 на части самолетов МиГ-15бис используется оборудование для слепой посадки ОСП-48, установленное впервые на советском истребителе и включающее автоматический радиокомпас АРК-5 «Амур», радиовысотомер малых высот РВ-2 «Кристалл» и маркерный радиоприемник МРП-48 «Хризантема». Система ОСП-48 была установлена также на МиГ-15УТИ в модификации СТ-2, где она размещалась в носовом отсеке вместо пушки НР-23 и использовалась для обучения летчиков посадке по приборам. МиГ-15бис оснащен также радиолокационным ответчиком «Барий М» системы опознавания госпринадлежности. МиГ-15 оборудован приемно-передающей КВ радиостанцией РСИ-6К, которая на более поздних МиГ-15бис заменена станцией РСИУ-3 «Клен&. С 1952 г. в кабине МиГ-15бис устанавливался перископ заднего обзора ТС-25 или ТС-27. На МиГ-15Сбис вооружение включало лишь одну пушку НР-23, вместо двух других пушек был установлен фотоаппарат АФАБ-40.

Модификации

  • МиГ-15 — исходный серийный истребитель с двигателем РД-45Ф.
  • МиГ-15 (СВ) — исходный серийный фронтовой истребитель: двигатель РД-45Ф, два
    ТБ по 260 л, пушки HP-23, прицел АСП-ЗН. Строился до начала 1950 г.
  • МиГ-15ПБ — первоначальное обозначение варианта с двумя крыльевыми ПТБ;
  • МиГ-15УТИ — двухместный учебно-тренировочный вариант (1949 г.);
  • МиГ-15П УТИ(СТ-7) — учебно-тренировочный самолет с РЛС РП-1 «Изумруд» (1952
    г.);
  • МиГ-15Сбис (СД-УПБ) — истребитель сопровождения с двумя ПТБ по 600 л;
  • МиГ-15Рбис (СР) — фоторазведчик с двумя ПТБ;
  • МиГ-15бис (СДК-5) — беспилотный самолет-мишень (в этот вариант
    модифицировались пилотируемые варианты с выработанным ресурсом).
  • МиГ-15У (СУ) — с ограниченно подвижной пушечной установкой В-1-25-Ш-3;
  • И-320 (Р-1/Р-2/Р-3) — двухместный двухдвигательный всепогодный перехватчик;
  • МиГ-15бис (СЕ, ЛЛ) с увеличенным килем и элеронами и усиленным крылом;
  • МиГ-15Пбис (СП-1) — всепогодный перехватчик с РЛС «Торий»;
  • МиГ-15Пбис (СП-5) для испытаний РЛС РП-1 «Изумруд-1»;
  • МиГ-15бис Бурлаки — истребитель сопровождения с системой буксировки за
    бомбардировщиком Ту-4;
  • МиГ-15бис (СД-21) — с НАР С-21 класса воздух — земля калибром 210 мм;
  • МиГ-15бис (СД-57) — для испытаний НАР АРС-57 калибром 57 мм;
  • МиГ-15бис (ИШ) — истребитель-штурмовик;
  • МиГ-15бис (СДК-5с, СДК-7) беспилотные самолеты-снаряды с системой
    самонаведения для отработки ракеты КС-1.


Чертежи Истребителя МИГ-15


Чертёж Истребителя МИГ-15. Скачать