Oдноступенчатый воздушно-космический самолет МиГ-2000

Исследования тенденций развития и возможностей создания отечественных многоразовых средств выведения проводятся в соответствии с Государственной космической программой в рамках научно-исследовательской и экспериментальной работы «Орел», выполняемой по заказу Российского космического агенства. С 1993 по 1996 работы по теме «Орел» велись в ЦНИИ машиностроения, ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского, Исследовательском центре им. М.В.Келдыша, ЦИАМ им. П.И. Баранова и др. Проведенные в ЦНИИМаш параметрические расчеты и сравнительный анализ полностью многоразовых одно- и двухступенчатого носителей с различными двигателями показали, что при снижении сухой массы ЛА примерно на 30% по сравнению со «Спейс шаттлом» или системой «Энергия-Буран» одноступенчатый носитель грузоподъемностью 10-20 тонн должен иметь преимущества перед двухступенчатыми той же массы как по затратам на разработку, так и по удельной стоимости выведения.

Схема Oдноступенчатый воздушно-космический самолет МиГ-2000

Среди выдвинутых проектов одноступенчатых воздушно-космических самолетов (ОВКС) были Ту-2000, МиГ-2000 и модификации крылатого аппарата «Нева». Иностранный аналог — NASP (США).

МиГ-2000 — беспилотный ОВКС со взлетным весом 300 тонн, который должен был выводить полезную  нагрузку до 9 тонн на орбиту 200 км с наклонением 51°.  После разгона ускорителем до М=0,8, ПВРД с дозвуковым горением обеспечивал дальнейший разгон до М=5. В качестве ракетного топлива должен был использоваться переохлажденный водород и жидкий кислород. При возращении был возможен боковой маневр до 3000 км.

Предпочтение было отдано проекту Ту-2000.

Характеристики
Разработчик ОКБ им.А.И.Микояна
Обозначение МиГ-2000
Тип одноступенчатый воздушно-космический
самолет
Проект 1993
Геометрические
и массовые характеристики
Длина фюзеляжа, м 54,1
Размах крыла, м 19,7
Взлетная масса, кг 300000
Полезная нагрузка (орбита i=51°
H=200 км, кг
6000-9000
Силовая установка
Двигатели ПВРД + ЖРД
Летные данные (расчетные)
Высота орбиты, км 200
Наклонение орбиты 51°
Скорость в атмосфере, М= 5
«Боковая» дальность, км 3000
Практический потолок, м 20000