МиГ-27: истребитель и бомбардировщик

В ОКБ имени А. И. Микояна создатели самолета МиГ-23, способного вести борьбу за завоевание превосходства в воздухе и поражение наземных объектов, реализовали концепцию многоцелевого самолета, принятую в странах НАТО на рубеже 70-х годов.

Характеристики
модификаций самолёта МИГ-27

Характеристики МиГ-23БН МиГ-27 МиГ-27К МиГ-27М МиГ-27Д
Серийное производство:
— начало 1970 1974 1977 1978 1982
— окончание 1970 1977 1982 1983 1985
Количество изготовленных
самолетов, экз.
экспорт 560 200 150 500
Двигатель: —тип ТРДФ Р-29Б-300 Р-29Б-300 Р-29Б-300 Р-29Б-300 Р-29Б-300
Максимальная статистическая
тяга, кгс
1 х 8000/ 11 500 1 х 8000/ 11 500 1 х 8000/ 11 500 1 х 8000/ 11 500 1 х 8000/ 11 500
Масса пустого
самолета, кг
11 908 11 504 12 100 12 100 12 100
Взлетная масса, кг:
— нормальная 16 450 17 960 18 100 18 100 18 100
— максимальная 21 000 20 560 20 670 20 670 20 670
Стреловидность крыла, град 18; 45; 74 18; 45; 74 18; 45; 74 18; 45; 74 18; 45; 74
Размах крыла, м 7,781/ 13,97* 7,78/ 13,97* 7,78/ 13,97* 7,78/ 13,97* 7,78/ 13,97*
Площадь крыла, м2 34,16/ 37,27* 34,16/ 37,27* 34,16/ 37,27* 34,16/ 37,27* 34,16/ 37,27*
Длина самолета, м 17,076 17,076 17,076 17,076 17,076
Высота самолета, м 5,991 5,991 5,991 5,991 5,991
Масса топлива во внутренних
баках, кг
4600 4650 4650 4650 4650
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 590 605 605 605 605
Максимальная скорость, км/ч:
—Н = 10000м 1800 1800 1800 1800 1800
— у земли 1350 1350 1350 1350 1350
Посадочная скорость, км/ч 260 260 260 260 260
Радиус боевых действий с 1 т.
нагрузки, км
850 800 800 800 800
Дальность полета без ПТБ, км 1750 1750 1750 1750 1750
Длина разбега, м 950 950 950 950 950
Длина пробега без парашюта, м 1300 1300 1300 1300 1300
Длина пробега с парашютом, м 900 900 900 900 900
Максимальная эксплуатационная
перегрузка
7,5 7,5 7,5 7,5 7,5
Число стволов (пушечное
вооружение)/калибр
2/23 6/30 6/30 6/30 6/30
Число снарядов, шт. 250 250 250 250 250
Максимальная масса бомбовой
нагрузки, кг
3000 4000 4000 4000 4000

Впервые в отечественной авиации было применено крыло с изменяемой в полете стреловидностью (диапазон изменения углов от 16 до 72 по передней кромке крыла). Аэродинамическая компоновка обеспечила самолету хорошие летные качества на крейсерских режимах, в полете на малых высотах, в том числе со сверхзвуковой скоростью у земли. Однако по мере накопления опыта использования самолета как многоцелевого стало понятно, что полной универсальности применения конструкторам достичь не удалось (как, впрочем, и американской стороне при создании многоцелевого самолета с изменяемой геометрией крыла F-111). Поэтому были разработаны модификации самолета МиГ-23 в вариантах истребителя-бомбардировщика. Такой подход позволил за счет частичных конструктивных изменений уменьшить затраты на создание нового самолета: испо-пьзовать имевшуюся на серийных заводах оснастку, унифицировать большое количество узлов и деталей, сократить время ввода в эксплуатацию.

Крыло изменяемой геометрии, зарекомендовавшее себя не с лучшей стороны на маневренном истребителе, в варианте истребителя-бомбардировщика оказалось вполне приемлемым для полетов на малых высотах, базирования на аэродромах с ВПП ограниченной длины и даже на грунтовых аэродромах. Бортовые системы и универсальное вооружение самолета МиГ-23 были дополнены новыми системе (например, теплопеленгатором, позволяющим сопровждать цель в условиях радиоэлектронных помех).

Основной особенностью самолета, призванного решать задачи стребителя-бомбардировщика и получившего наименование МиГ-23Б, стала расширенная номенклатура вооружения и, следовательно, измененное бортовое оборудование, а также его размещение на самолете. Конструкторы отказались от БРЛС: новая форма носовой части фюзеляжа обеспечила улучшенный обзор из кабины летчика. Появилось остекление в носовом обтекателе, предназначенное для оптической части лазерного дальномера. Новая навигационная система КН-23 совместно с инерциальной курсовер-тикалью и аналоговым вычислителем позволила повысить точность выхода на наземную цель. Был заменен двигатель конструкции Хачатурова (обычно устанавливавшийся на МиГ-23) на ТРДФ АЛ-21ФЗ (1 х 8000/11200 кгс), разработанный в КБ А. Люльки.

Под фюзеляжем самолета сохранилась пушка ГШ-23Л конструкции Нудельмана и Рихтера. Кроме того, под крылом могли крепиться подвесные пушечные установки СППУ-23 (калибр 23 мм). Для оборонительного воздушного боя на самолете подвешивали УР Р-ЗС. В таком варианте МиГ-23Б начал выпускаться серийно в 1971 году. Было построено 24 самолета.

Вскоре на смену МиГ-23Б пришел МиГ-23БН, у которого корневую часть подвижной части крыла выполнили с наплывом («клыком»), установили новый двигатель Р-29Б-300 (1 х 8000/11500 кгс), модифицировали навигационный комплекс КН-23. Появились два дополнительных внешних узла подвески в хвостовой части фюзеляжа, а также броневые накладки по бокам фюзеляжа в районе кабины летчика. Строительство МиГ-23БН велось большой серией на ММЗ «Знамя труда». Совершенствуя конструкцию и оборудование самолета, ОКБ разработало в 1973 году вариант МиГ-23БМ. Новый цифровой вычислитель «101523» существенно расширил возможности ПрНК-23, а оптический визир повысил его точностные характеристики.


Сравнение GAU-8A и ГШ-6-30

Характеристики

GAU-8A ГШ-6-30
Число
стволов, шт
Масса орудия,
кг
Мах. скорострельность, выс./минНачальная скорость снаряда, м/сМасса снаряда, гШтатный боекомплект, шт
728142001036360

1174

6145600-5600850380

250

На этом самолете (он вскоре получил наименование МиГ-27) были произведены некоторые конструктивные изменения носовой части, усилено бронирование кабины летчика, применен наддуг топливных баков инертным газом, пушка ГШ-23Л заменена на шестиствольную ГШ-6-30. Она превосходила американскую GAU-8A по ряду показателей, основными из которых стали высокая скорострельность, меньшие вес и габариты .

Возросший на 4000 кг по сравнению с МиГ-23 вес, а также требование обеспечить возможность эксплуатации самолета с грунтовых ВПП для непосредственной поддержки войск вынудили конструкторов увеличить ширину пневмати-ков колес. Это обусловило изменение конструкции ниши основного шасси: она стала несколько выпуклей, чтобы «вписать» в обводы фюзеляжа самолета колесо увеличенного размера.

В 1974 году был построен первый МиГ-27 (опытный полет совершил летчик-испытатель В. Меницкий, в летных испытаниях принимали участие А. Федотов, Б. Орлов, А. Фастовец, Т. Аубакиров, В. Рындин и другие летчики-испытатели ОКБ и ЛИИ). Серийно самолет в различных модификациях (МиГ-27К, -27М) выпускался до 1984 года.

Появление нового истребителя-бомбардировщика в ВВС прошло относительно незаметно. Однако скромное начало биографии МиГ-27 не помешало ему постепенно стать одним из наиболее массовых самолетов истребительно-бомбардировочной авиации. Выпуск его по лицензии был освоен и за рубежом, (в Индии). В соответствии с требованиями по балансировке самолета была изменена система управления перемещением крыла. Закрылок и выпускаемый предкрылок используются по всему размаху консоли крыла при угле стреловидности 16°, могут отклоняться на 25° при взлете и на 50° при посадке. Посадочный угол
атаки составляет 15°. На самолете применили крестообразный тормозной парашют площадью 21 м2.

Бортовое
оборудование


МИГ-23БН

МИГ-27
МИГ-27К
МИГ-27М

МИГ-27Д
ПрНК + + + +
БЦВМ + + + +
Прицельная
система
Сокол 23С + + + +
Навигационная система КН-23 КН-23 КН-23 КН-23
Лазерный дальномер + +
Лазерная прицельная
система
+ + +
РСБН Коралл А-321 А-321
РСДН + +
САУ 23Б 23Б1 23БН 23Б1 23Б1
Радиовысотомер РВ А-031 А-031 А-031
Визирная головка + + + +
Индикатор на лобовом
стекле
+
Телевизионный индикатор + + для ТГСН + для ТГСН
Резервная курсовертикаль + + +
Вооружение:
— пушка ГШ-23Л ГШ-6-30 ГШ-6-30 ГШ-6-30 ГШ-6-30
— НУРС
4х(20х80мм) + + + + +
4х(32х57мм) + + + + +
-АБ(обычн./корр) до 3т/- до 4т/- до 4т/+ до 4т/- до 4т/-
-УР(«воздух-воздух») Р-3С Р-3С Р-60 Р-60 Р-60
-УР(«воздух-поверхность»)
РКС* + + + +
ТСН** + + +
ЛСН** + + +

*РКС — с радиокомандной
системой наведения

**ТСН — с телевизионной системой наведения
***ЛСН — с лазерной системой наведения

Бортовое оборудование наряду с другими системами включает7p/span: систему воздушных сигналов СВС-П-72, систему САУ-23Б1, которая во взаимодействии с БЦВМ обеспечивает полет по маршруту, а совместно с лазерным дальномером «Фон» — и навигационное бомбометание, доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-7, системы речевой информации РИ-65, обнаружения излучения РЛС — СГ-1, радиолокационного опознавания СР30/СРО-1А, регистрации полетных данных «Тестер-УЗ» серии 1, радиовысотомер РВ-5Р/РВ.

Система управления вооружением МиГ-27 обеспечивает автоматический сброс бомб как поодиночке, так и сериями, индикацию о сбросе боеприпасов и наличии их на борту самолета.

Дальнейшим развитием МиГ-27 явилась модификация МиГ-27К, реализованная в 1977 году.

Самолет оснащен более совершенным бортовым оборудованием. Это, в частности, САУ-23БН (входит в состав ПрНК-23К) и теплотелевизионный канал наведения «Кайра». Оптическая станция «Кайра» может перемещать линию визирования в ограниченном секторе (вертикальный канал — от +6° до -160°, а горизонтальный канал — от +35° до -35°), обеспечивая сопровождение цели при маневрах самолета.
Подсветка осуществляется в программном режиме, то есть лазерный луч автоматически отклоняется на определенный угол в зависимости от скорости перемещения самолета и постоянно удерживается на цели. Размер оптического окна для лазерного дальномера увеличен. Использование штатного бортового оборудования для лазерных систем наведения обеспечивает возможность управления вооружением.

Этот самолет строился на протяжении длительного периода времени. Кроме того, в 1982—1984 годах переоборудовали десятки МиГ-27. Это — модификация МиГ-27Д, оснащенная ПрНК-23М, лазерным дальномером «Клен» (заменившим «Фон»). На неподвижной части крыла появились небольшие наплывы с антеннами СПО, незначительно улучшающие аэродинамические характеристики самолета на больших углах атаки. Была изменена аэродинамика подфюзе-ляжной пушечной установки (увеличен обтекатель казенной части, установлены щитки дефлектора пороховых газов). В состав вооружения самолета также вошли две СППУ-23 с поворачивающимися стволами в вертикальной плоскости на фиксированные углы 0, 6,5 и 11°, что увеличило время огневого воздействия на цель при стрельбе с горизонтального полета.

На модификации самолета МиГ-27М в носовой части установлено новое оптикоэлектронное прицельное оборудование и лазерный дальномер, расширена номенклатура вооружения (в частности, самолеты начали оснащаться контейнерами для «рассеивания» малокалиберных бомб).

Окраска серийных самолетов типа МиГ-27 — вначале трехцветный, а впоследствии четырехцветный камуфляж. Некоторые самолеты, подготовленные для применения в ночное время, красились в темно-серый, почти черный цвет.

Экспортный вариант МиГ-27 — самолет МиГ-27Л, выпускаемый под названием «Баходур» («Храбрец») в Индии фирмой HAL на авиазаводе в г. Насик. Сборка первого индийского МиГ-27 из деталей, поставленных из СССР (на 50 самолетов), была завершена 11 января 1986 года, а в 1988-м началась постройка чисто индийских «баходуров». Всего в Индии предполагается выпустить 165 самолетов этого типа, которые в 90-х годах должны составить основу ударной мощи индийских ВВС, заменив в строевых частях Су-7Б и «Канберру».

В отличие от МиГ-23 МиГ-27 почти не применялся в боевых действиях. В октябре 1988 года в Афганистан (г. Шинданд) был направлен полк МиГ-27, который использовался в боях до февраля 1989 года, когда начался вывод советских войск из страны. Учитывая опыт боевых действий в Афганистане, МиГ-27 оснастили балочными установками ВП-50/60 вместо КДС-23, с ловушками (ложными целями), размещенными на фюзеляже и напоминающими по форме аэродинамические гребни.

Еще два года назад на вооружении отечественных ВВС находилось более 830 МиГ-27 различных модификаций, то есть по численности они уступали лишь Су-17, которых в ИБА на конец 1991 года имелось более 1000.

Сравнивая МиГ-27 с другими самолетами близкого назначения, следует отметить лучшее бронирование (по броневой защите МиГ-27 уступает лишь самолетам-штурмовикам А-10А (США) и Су-25; легкие ударные самолеты Су-17, «Ягуар», «Воут» А-7, Q-5 (КНР) имеют лишь переднее, заднее и нижнее бронирование кабины летчика, а ее борта остаются незащищенными). По мощи пушечного вооружения МиГ-27 также превосходит все самолеты, кроме А-10А, а вот по массе бомбовой нагрузки он отстает от других аналогичных машин, кроме Q-5 (созданного на базе МиГ-19). По числу единиц высокоточного оружия на борту МиГ-27 примерно равен самолету «Ягуар» (две — четыре УР Х-25 и две AS.30L), но уступает А-7Е и А-10А (6 УР AGM-65 «Мейверик»). По максимальной скорости МиГ-27 опережает практически все зарубежные самолеты такого же или близкого класса (американские штурмовики вообще не развивают сверхзвуковую скорость), но отстает от них по дальности полета (сказывается меньшая экономичность отечественных двигателей).

Состав БРЭО МиГ-27 представляется оптимальным. Например, из перечисленных выше самолетов лазерную станцию имеют лишь «Ягуар» и последняя модификация Q-5, созданная при технической помощи итальянских фирм; А-10А и А-7 оснащены только приемником лазерного излучения, позволяющим обнаруживать цели, подсвеченные наземными целеуказателями.

В целом следует признать, что МиГ-27 является удачно выполненным самолетом, в конструкции которого гармонично сочетаются в общем-то трудносовместимые требования к машинам данного класса. Обращают на себя внимание простота и целесообразность примененных на самолете технических решений, максимально возможная унификация с основным фронтовым истребителем 70-80-х годов — МиГ-23.

mig2327

«Боковики истребителя — бомбардировщика МИГ-27» Боковики истребителя-бомбандировщика МиГ-27

из раздела «Книги» :

«Истребитель-бомбардировщик МИГ-27»