Фронтовой истребитель МИГ-29

МиГ-29С — модернизированная версия истребителя МиГ-29. Уже в ходе подготовки к серийному выпуску МиГ-29 появились требования по расширению возможностей для ведения радиоэлектронной борьбы. Вероятно в 1984 г. (по. данным Р. А. Белякова облёт выполнил В.Н. Горбунов уже 23.12.1980 г.), взлетел сильно засекреченный прототип в рамках «программы 9», под обозначением «изделие 7». Он был оснащён системой активной постановки помех «Гардения 1». Система размещалась в увеличенном отсеке за кабиной. При этом на самолёте образовался характерный выступающий увеличенный гаргрот. Далее, прямо в этих местах был доработан механизм управления самолётом и топливные магистрали. Объём фюзеляжного бака №1 был увеличен на 130 л., и воздухозаборник наддува баков был перенесён на правую сторону фюзеляжа. На самолёте были доработаны законцовки консолей крыла и задние части «ласт» фюзеляжа. В законцовки «ласт» были встроены антенны системы постановки помех. Конструктивные изменения коснулись и килей. На их внутренние стороны были перенесены из законцовок крыла антенны системы предупреждения об атаке сзади. Новинкой являлось применение дополнительных подкрыльевых топливных баков для значительного увеличения дальности полёта. На Западе узнали о версии «9-13» где-то в 1987 г., она получила обозначение «Fulcrum C». Но расширенное её спецоборудование удавалось скрывать и в дальнейшем.

Тринадцатого февраля 1985 г. впервые взлетел прототип, доработанный в вариант «9-14». На нем изучалась возможность расширения боевых способностей при атаках наземных целей. Самолёт мог нести специальный контейнер для наведения управляемого вооружения класса «воздух-поверхность». Но сложность такой доработки, а также ограниченный ассортимент вооружений для атак наземных целей ВВС не устроили, и этот самолет (бортовой голубой номер «407») был в 1986 г. использован для установки модернизированной системы вооружения и «обозначен «9-13С». «Противоназемный» арсенал в дальнейшем успешно применили в программе «9-15», которая перешла в многоцелевой МиГ-29М.

Самолет «9-13С» был оснащён новой системой управления стрельбой СОУ-29М4, сопряженной с бортовым компьютером Ц-101М, что позволяло более эффективно вести огонь по воздушным и наземным целям. Радиолокационный прицел Н-019М «Топаз» способен наводить ракеты с полуактивной ГСН одновременно по двум целям. Система приспособлена и для новых активно управляемых ракет РВВ-АЕ (Р-77). Эта новая система вооружения предлагается с 1992 г. к установке на самолеты вариантов 9-12 и 9-13.

Основной задачей МиГ-29 является ПВО небольших территорий, важных объектов и войсковых групп. При этом предполагается следующая тактика применения против воздушных целей.

Станции наземных РЛС, размещенные в 10-15 км от линии фронта (линии боевого соприкосновения) гарантируют РЛ-контролъ на расстоянии почти 250 км за самолетами противника на высотах более 10000 м. и 20-40 км за низколетящими целями.МиГ-29 взлетает в дежурном режиме с аэродрома, расположенного ~ 100 км от линии фронта в течении 8 мин (max), к цели его наводят с помощью скрытого переноса дат автоматически из командного пункта (КП).Воздушные цели (ВЦ), летящие на высотах 20000-23000 м. со скоростью до 2000 км/ч и на высотах 10000-20000 м. со скоростью до 2500 км/ч он может уничтожать еще до их подхода к линии фронта. МиГ-29 при экономичном режиме набора высоты способен уничтожать быстроходные стратосферные ВЦ на расстоянии 240-230 км; а при полёте с полным форсажным режимом — на расстоянии 170-180 км от аэродрома взлета. На средних высотах истребитель наводят до высоты цели, для перехвата ВЦ, летящих на высотах 20000-23000 м, его наводят до высоты 16000-17000 м. Если МиГ-29 действует против маловысотной ВЦ, то до рубежа перехвата он летит на 12000-12500 м. Затем он переходит на высоту 3500-4000 м, на которой обеспечивается самая стабильная работа бортового РЛПК, и имеется возможность выполнения требуемого вертикального маневра. Истребитель наводится в переднюю полусферу ВЦ. Если первая атака не удаётся, МиГ выполняет маневр для занятия позиции для повторной атаки.

К недостаткам МиГ-29 относятся низкий межремонтный ресурс (350-400 часов) двигателя РД-33. (В последних сериях он увеличен до 700 часов). Ресурс же двигателя F.100-PW-229 достигает 2000 часов, а F.110-GE100 — 1500 часов. Значительно более высокий ресурс американских двигателей объясняется принципиально другим подходом к плановым ремонтам (по техническому состоянию, а не по количеству отработанных часов, как в России). Такой подход требует высочайшей квалификации обслуживающего персонала и качественно более высокой степени диагностики отказов прямо в авиачастях. Этот метод позволяет проводить сравнительно простую замену деталей, работающих в наиболее напряжённых режимах в зависимости от их износа. Впрочем, русские самолёты должны находиться в строю всегда, (даже и с менее квалифицированным техобслуживанием). Поэтому диагностика и ремонт двигателей выполняются только на специализированных рембазах.

Модификации самолета:

МиГ-29СЕ — расширены возможности системы вооружения: увеличена масса и ассортимент подвесок, увеличена дальность, доработаны управление и системы контроля, увеличен ресурс планера и двигателей.

МиГ-29СД — модернизация ранее выпущенных самолётов под стандарт МиГ-29С.

МиГ-29СМ — многоцелевой самолёт. Возможности системы вооружения расширены за счёт применения УР «воздух-земля». Новая РЛС.

Характеристики самолета МиГ-29С:

Год принятия на вооружение — 1986
Размах крыла – 11,43 м
Длина – 17,32 м
Высота – 4,73 м
Площадь крыла – 38,06 кв.м
Угол стреловидности крыла — 42 грд
Масса, кг
— пустого самолета — 10900
— нормальная взлетная — 15300
— максимальная взлетная — 19700
Топливо, кг
— внутреннее — 3540
— ПТБ — 3000
Тип двигателя — 2 ТРДДФ РД-33
Тяга – 2 х 8300 кгс
Максимальная скорость — 2400 км/ч
Крейсерская скорость — 1055 км/ч
Практическая дальность, км
— с ПТБ — 2900
— без ПТБ — 1500
Оперативный радиус действия — 310 км
Максимальная скороподъемность — 19500 м/мин
Практический потолок — 18000 м
Экипаж — 1

Вооружение:

1 30-мм встроенная пушка ГШ-301 с боекомплектом 150 патронов. Боевая нагрузка — 4000 кг на шести подкрыльевых и одном подфюзеляжном узлах внешней подвески: УР класса «воздух-воздух» увеличенной дальности типа Р-27Э (до двух единиц), средней дальности типа Р-27 (до четырех) или РВВ-АЕ (до шести), а также ракеты ближнего боя с ТГС Р-73 (до шести). Для поражения наземных целей истребитель может нести управляемые средства поражения ? до четырех УР типа Х-29Т (с телевизионным самонаведением) и Х-29Л (с лазерным самонаведением), до четырех корректируемых авиабомб КАБ-500кр и КАБ-500Л, высокоскоростные противокорабельные ракеты типа Х-31А и Х-35У, противорадиолокационные ракеты типа Х-31П. В состав вооружения входят и неуправляемые средства поражения.

Дополнительная информация:

«Боковики истребителей МИГ-29» Окраска МИГ-29

«Рисунки истребителя МИГ-29»

«Схемы окраски истребителя МИГ-29»

«Схемы окраски истребителя МИГ-29 по странам Изд.9-12»

«Схемы окраски истребителя МИГ-29 по странам Изд.9-13»

«Схемы окраски истребителя МИГ-29 по странам Изд.9-51»

Чертежи истребителей МиГ-29

Чертежи истребителей МиГ-29

«Чертежи истребителей МиГ-29. Размер:1.85 Mb»

из раздела «Книги» :

«Фронтовой истребитель МИГ-29»

«How to fly and fight in the Mikoyan MiG-29 FULCRUM «