Истребитель МиГ-15
МиГ-15- первый советский массовый реактивный истребитель. Его проектирование началось в 1946 г., первый опытный образец И-310 (С-01) совершил первый полет 30 декабря 1947 г. Первый серийный самолет впервые поднялся в воздух 30 декабря 1948 г., первые самолеты поступили в части зимой 1948 — 1949 гг., и первые строевые подразделения были сформированы в 1949 г. Постройка самолета осуществлялась на восьми российских заводах. На первом опытном самолете С-01 установлен закупленный в Великобритании двигатель Rolls-Royce Nene I (21,9 кН ), на опытных самолетах С-02 и С-03 — двигатель Rolls-Royce Nene II (22,3 кН, 2270 кгс). На серийных МиГ-15 установлен ТРД РД-45Ф, представляющий собой копию двигателя «Нин» II.
МиГ-15 | |
---|---|
Назначение: | истребитель |
Первый полёт: |
30 декабря 1947 года |
Принят на вооружение: | 1949 год |
Всего построено: |
более 15000 |
Характеристики |
|
Экипаж: | 1 чел |
Макс. скорость у земли: | 1076 км/ч |
Посадочная скорость |
178 км/ч |
Дальность полёта: |
1330 км |
Дальность полёта с ПТБ: |
2520 км |
Практический потолок: |
15500 м |
Скороподъёмность: | 3000 м/мин |
Длина разбега |
475 м |
Длина пробега |
670 м |
Размеры | |
Длина: | 10,1 м |
Высота: | 3,7 м |
Размах крыла: | 10,08 м |
Высота самолета |
3,7 м |
Площадь крыла: |
20,60 м? |
Угол стреловидности крыла по линии ? хорд: | 35° |
Масса | |
Пустой: | 3680 кг |
Макс. взлётная: |
6105 кг |
Силовая установка | |
Тип двигателя |
1ТРД ВК-1 ОКБ В.Я.Климова. |
Тяга (мощность): | 1×2700 кгс |
Вооружение |
|
Стрелково-пушечное вооружение:Боезапас: |
1×37 мм Н-37Д 400 выстр./мин2×23 мм НР-23КМ 800-900 выстр./мин 1×40 сн.2×80 сн.Две бомбы (50 или 100 кг) вместо ПТБ |
МиГ-15бис (СД) — усовершенствованный серийный вариант, отличающийся установкой двигателя ВК-1 вместо РД-45Ф, пушек НР-23 вместо НС-23, несколько измененной конструкцией планера и улучшенным оборудованием. Первый полет опытного образца состоялся в сентябре 1949 г., серийное производство началось в 1950 г.
В СССР было построено 11 073 самолета МиГ-15. Они широко экспортировались в страны Варшавского Договора, Китай, КНДР и другие развивающиеся страны, в частности в страны Ближнего Востока (Египет, Сирию). Производство одноместных вариантов МиГ-15 по лицензии было организовано в Чехословакии фирмой Аэро под обозначением S102/S103 (1473 самолета) и в Польше под обозначением Lim-1/Lim-2 (примерно 1000 самолетов), двухместного варианта — в Чехословакии под обозначением CS102 (2012 самолетов). Таким образом, во всех странах-производителях всего было построено около 15560 самолетов МиГ-15.
На первых МиГ-15 установлены гироскопический автоматический стрелковый прицел АСП-1Н с оптическим дальномером, на МиГ-15бис — прицел АСП-ЗН, обеспечивающие дальность прицельной стрельбы от 180 до 800 м при размерах цели от 10 до 35 м (АСП-1Н) или от 7 до 45 м (АСП-ЗН). На всех модификациях самолета используется фотопулемет С-13, установленный вверху носовой части фюзеляжа. На МиГ-15, кроме того имеется фотоаппарат АФА-ИМ.
Пилотажно-навигационное оборудование на МиГ-15бис включало электродистанционный гиромагнитный компас ДГМК-З, комбинированный указатель скорости КУС-1200, вариометр ВАР-75, высотомер ВД-15, указатель числа М типа М-46, комбинированный авиагоризонт АГК-47, радиополукомпас с отметчиком РПКО-10М. Вместо РПКО-10 на части самолетов МиГ-15бис используется оборудование для слепой посадки ОСП-48, установленное впервые на советском истребителе и включающее автоматический радиокомпас АРК-5 «Амур», радиовысотомер малых высот РВ-2 «Кристалл» и маркерный радиоприемник МРП-48 «Хризантема». Система ОСП-48 была установлена также на МиГ-15УТИ в модификации СТ-2, где она размещалась в носовом отсеке вместо пушки НР-23 и использовалась для обучения летчиков посадке по приборам. МиГ-15бис оснащен также радиолокационным ответчиком «Барий М» системы опознавания госпринадлежности. МиГ-15 оборудован приемно-передающей КВ радиостанцией РСИ-6К, которая на более поздних МиГ-15бис заменена станцией РСИУ-3 «Клен&. С 1952 г. в кабине МиГ-15бис устанавливался перископ заднего обзора ТС-25 или ТС-27. На МиГ-15Сбис вооружение включало лишь одну пушку НР-23, вместо двух других пушек был установлен фотоаппарат АФАБ-40.
Модификации
- МиГ-15 — исходный серийный истребитель с двигателем РД-45Ф.
- МиГ-15 (СВ) — исходный серийный фронтовой истребитель: двигатель РД-45Ф, два
ТБ по 260 л, пушки HP-23, прицел АСП-ЗН. Строился до начала 1950 г. - МиГ-15ПБ — первоначальное обозначение варианта с двумя крыльевыми ПТБ;
- МиГ-15УТИ — двухместный учебно-тренировочный вариант (1949 г.);
- МиГ-15П УТИ(СТ-7) — учебно-тренировочный самолет с РЛС РП-1 «Изумруд» (1952
г.); - МиГ-15Сбис (СД-УПБ) — истребитель сопровождения с двумя ПТБ по 600 л;
- МиГ-15Рбис (СР) — фоторазведчик с двумя ПТБ;
- МиГ-15бис (СДК-5) — беспилотный самолет-мишень (в этот вариант
модифицировались пилотируемые варианты с выработанным ресурсом). - МиГ-15У (СУ) — с ограниченно подвижной пушечной установкой В-1-25-Ш-3;
- И-320 (Р-1/Р-2/Р-3) — двухместный двухдвигательный всепогодный перехватчик;
- МиГ-15бис (СЕ, ЛЛ) с увеличенным килем и элеронами и усиленным крылом;
- МиГ-15Пбис (СП-1) — всепогодный перехватчик с РЛС «Торий»;
- МиГ-15Пбис (СП-5) для испытаний РЛС РП-1 «Изумруд-1»;
- МиГ-15бис Бурлаки — истребитель сопровождения с системой буксировки за
бомбардировщиком Ту-4; - МиГ-15бис (СД-21) — с НАР С-21 класса воздух — земля калибром 210 мм;
- МиГ-15бис (СД-57) — для испытаний НАР АРС-57 калибром 57 мм;
- МиГ-15бис (ИШ) — истребитель-штурмовик;
- МиГ-15бис (СДК-5с, СДК-7) беспилотные самолеты-снаряды с системой
самонаведения для отработки ракеты КС-1.
|
![]() |
Добавить комментарий